О благоприятном влиянии занятий плаванием на здоровье новорожденных и грудных детей стало известно в конце 1971 года, когда на одной из конференций Медицинского комитета ФИНА – международной федерации любителей плавания – группа исследователей из ФРГ доложила о результатах 3 – летнего обучения плаванию младенцев. Эти результаты были настолько впечатляющими, что за несколько последующих десятилетий плавание грудных ребятишек широко распространилось в мире.
Вода во много раз тяжелее и плотнее воздуха. Ребенок испытывает в ней не шуточное механическое воздействие на свое тело, приблизительно по несколько кг на каждый см тела. Спасает то, что давление приложено равномерно по всей поверхности тела. Действуя на многочисленные кровеносные сосуды, давление воды облегчает периферическое кровообращение, а значит и деятельность сердца. Давление на область грудной клетки включает в работу дыхательную систему, вода делает это нежно и тепло. Сопротивляющаяся дыхательная система наращивает гладкую мускулатуру бронхов. Более мощный вдох гонит воздух вглубь легких туда, куда при обычном дыхании, он не доходит. Там, в пассивной части легких, как раз и развиваются болезнетворные бактерии в безвоздушной среде.
Ребенок плавал в лоне матери, околоплодные воды защищали его от гравитации. На протяжении нескольких месяцев после рождения гравитация угнетает головной мозг, тормозит развитие. Поэтому, попадая в воду, ребенок чувствует себя в привычной среде, устраняется суставная и мышечная ригидность. Гидрореабилетационные упражнения, проводимые в воде, направлены на устранения таких патологий, как кривошея, тонус в конечностях, дисплазия тазобедренных суставов.
Вода теплопроводнее воздуха в 28 раз. Соответственно с помощью воды более эффективен процесс закаливания. Здесь необходимо следить за реакцией ребенка, опытные инструктора знают, как деликатно начать и развивать закаливание. В результате повысится устойчивость организма малыша к простудным и другим заболеваниям.
Не переоценить и массирующее действие воды. При плавании оно оказывает благоприятное влияние на периферическую нервную систему, укрепляет кожный покров всего тела. Многократно повторяемые упражнения в воде имеют такое же значение, как гигиеническая гимнастика: они развивают и укрепляют функциональную деятельность сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем, пищеварительных органов и двигательного аппарата.
Плавание исправляет недостатки осанки. Тело человека обладает плавучестью, поскольку его удельный вес приближается к удельному весу воды. Поэтому, находясь в водной среде, оно становится почти невесомым. Это имеет практическое значение: освобождается от нагрузки опорный аппарат, включая позвоночник и связки. Исследования и практический опыт показали, что детский организм при плавании способен переносить относительно высокие нагрузки. И, наоборот, продолжительные физические упражнения на суше, при которых основная нагрузка приходится на опорный аппарат, вызывают чрезмерное напряжение еще недостаточно окрепших костей, связок и позвоночника. При плавании тело лежит в воде почти горизонтально и находится в вытянутом состоянии, часто весьма серьезные искривления позвоночника исправляются с помощью плавания. Поэтому плавание усиленно рекомендуется ортопедами и педиатрами для предупреждения и лечения нарушений осанки и сутулости.
И, конечно же, раннее обучение плаванию приучает малыша не бояться воды, что в дальнейшем поможет уберечь его от несчастных случаев на реке, море, озере.
Заниматься плаванием с ребенком можно с 2-3 недельного возраста после консультации педиатра. Дети, занимающиеся плаванием, в дальнейшем посещают врача реже, чем обычно.